arslan_hist (arslan_hist) wrote,
arslan_hist
arslan_hist

Замечательное кино


Замечательное кино
В. И. Михайловская




Архитектор Л. О. Теплицкий. Кинотеатр им. Т. Г. Шевченко в Сталино». Общий вид.

Новый, только построенный в г. Сталино кинотеатр, которому присвоено имя Т. Г. Шевченко, действительно является местом культурного отдыха после трудового дня. Автору проекта дома - архитектору Теплицком, который, очевидно, приложил много труда и художественной изобретательности для решения плана и интерьеров театра, удалось добиться большого творческого успеха. Все в интерьерах здания, начиная от размещения основных объемов и их взаимосвязи и кончая мелкими деталями оформления, тщательно продуманны, проникнуты заботой о посетителе кинотеатра.

Эту заботу посетитель кинотеатра начинает чувствовать еще до того, как войти в само здание. Мощная аркада у входа бережно отгораживает его от шумного, суетливого потока людей, который переполняют центральную улицу города, на которую кинотеатр выходит напрямую, без малейшего отступления за красную линию застройки квартала.

Через парадный свободный вход вы попадаете в просторный кассовый зал. Билетные кассы в нем размещены вдоль от входа, оставляя свободной Его центральную часть с входами в еще более просторный вестибюль с раздевалкой. Удачно размещены две парадные лестницы вдоль вестибюля. По этой лестнице посетитель выходит в фойе, эстрадный зал ожидания и расположенную возле них буфетную комнату. При желании посетитель теми же лестницами идет на антресоли, запроектированные над эстрадным помещением.

Два параллельно размещенные зала для зрителей "зеленый" и "голубой" - каждый на 700 мест, быстро (не более чем за три минуты) заполняются зрителями из фойе через широкие двери, расположенные в торцах зала. Еще скорей освобождаются залы с помощью двух очень удачно примененных здесь палладиевых лестницы, через широкие двери в противоположных от входов торцах залов.

График движения посетителей очень простой, хорошо и логично продуман.

Обращает на себя внимание чрезвычайно тщательная продуманность художественного оформления помещения театра, тонкость, даже изящество деталей и вместе с тем строгая простота их обработки.

В средствах художественного оформления интерьеров автору удалось найти нужную золотую середину, в результате чего все помещение не имеет помпезности, что иногда пугает роскошью отделки, и которая вместе с тем дала зайти в противоположную сторону - в сторону сухости и схематизма. Именно этот момент в решении оформления театра и является самым ценным.

В театре нет блеска мрамора, нет дорогого облицовки (он облицованы обычными в нашей строительной практике материалами). Однако, заходя в театр, вы чувствуете приятное впечатление от всего, что вас окружает.

С вкусом подобранные гаммы цветов для окраски стен; интенсивные и глубокие цвета тканей, ни немного не режут глаз, выдержанный в темных золотистых тонах в нижних залах и в зеленосирих и дымчато-голубых в верхних помещениях, создают атмосферу легкости, свежести и комфорта во всех помещениях кино. Даже цветы размещены не случайно, а подобраны в том же характере, представляя собой необходимый компонент оформления. Блиднозеленые драцены вперемежку с цветущими белыми хризантемами украшают лестницы и скульптурные группы в залах.



Хорошо прорисована формы хрустальные люстры в двухэтажном зале фойе. Своей нарядностью они чем-то напоминают люстры колонного зала Дома союзов в Москве, хотя и имеют совершенно иную форму.

Прекрасные люстры эстрадного зала и других помещений с изящными медными оболочками и маленькими звездами на матовой, сферической формы, стеклянной люцети.




Так же просто и строго оформленные залы для зрителей. Один из них выдержан в спокойных голубых, а второй в зеленых тонах. Лучи скрытого в капителях света нежно струится по канелюрами стройных пилястр. Замечательный световой эффект, который оставляет бесспорный след в воображении зрителя ...


Можно без конца восхищаться внутренним оформлением помещений театра и много говорить об этом. Каждая деталь - повод для этого. Нельзя, например, не вспомнить формы канделябров при входе на парадную лестницу, голубовато-дымчатый люцет, который так гармонично вырисовывается на фоне стен, окрашенных в зеленый цвет. От них чувствуешь настоящее эстетическое удовольствие.
В чем же секрет такой творческой удачи архитектора?

Мы уже отмечали, что театр оформлен обычными средствами. Зато выполнение работ здесь далеко не обычное. Достаточно сказать, что в зале для курения украшением его служат две группы обычных батарей центрального отопления с подводными к ним трубами. Но для того, чтобы эти батареи стали украшением, нужно было, чтобы архитектор-оформитель нашел для них место в интерьере зала, а фактура их поверхности в результате очистки и окраски была идеально упорядочена.


И действительно, они так искусно расположены на фоне стены, форма их такая удачная, что невольно восхищаешься смелостью идеи автора использовать батареи отопления как элемент художественного оформления помещения.



Даже такая мелочь как плевательница, хорошо продуманная в своей форме, имеет не обычный белый "врачебный" цвет, или серый или зеленый защитный, а окрашена в приятный цвет слоновой кости. Небольшая внимательность, -и какой поразительный эффект.

Очень хорошо выполнены и все лепные работы - карнизы и тяги на стенах и плафонах, окаймление дверных проемов и т.д.

Для объективности в оценке кинотеатра г. Сталино надо указать на некоторые досадные недоработки. О недостатках внешней композиции здания уже говорилось в одном из номеров нашего журнала. Поэтому мы и остановимся здесь только на недостатках внутреннего оформления.

Прежде всего, непонятно размещения колонн, поддерживающих антресоли фойе. Шесть колонн с каждой стороны имеют три разные расстояния между собой, между тем, это совсем не вытекает из симметрично расположенных против них окон и вряд ли оправдывается и расположением дверей в кино-залов.



Отсутствие энтазиса в колоннах делает их менее изящными, сравнивая со всем тем, что их окружает. К тому же верхние колонны, немного короче нижних. При одинаковой толщине они кажутся толще от тех, на которых стоят. К сожалению, эти недостатки теперь устранить невозможно, так же, как невозможно устранить и то, что одна из антресолей над фойе использована для киноаппаратной и наглухо задрапированная. В результате между антресолями создается неприятный диссонанс, разнобой. Правда, последнюю недостаток можно ослабить, введя в оформление стены кино-аппаратной, вместо драпировок, зеркала, которые создадут иллюзию пространства.

Нельзя также не отметить слишком крутой подъем парадной лестницы.


Пьедесталы скульптур нерешенные и кажутся временными: фигура сидящего Т. Г. Шевченко посажен очень низко и теряет от этого свою величество. Прекрасно выполнены бюсты Ленина и Сталина поставлены на пьедесталы, которые имеют вид дешевых тумбочек.

Интересно на этом объекте выяснить причины творческих успехов и еще больше корни творческих срывов в работе архитектора Теплицкого - автора проекта кинотеатра в Сталино.



Когда мы внимательно присмотримся к тому, что он сделал в кинотеатре, то увидим, что его успехи в основном касаются решения плана и, особенно, оформление интерьеров. Решение же образа здания в целом, ее постановка на плане и связывания с окружающими сооружениями неудачные. Из этого можно сделать вывод, что в арх. Теплицкого есть большое художественное чутье и вкус, но эти положительные черты его были в свое время подкреплены должным архитектурной школой, потому что его студенческие годы приходятся в то время, когда архитектура, как искусство, собственно, была изжита из учебных планов архитектурно-строительных вузов.

Именно это и наложило свой досадный отпечаток на строительство в целом замечательного кинотеатра г. Сталино
http://elib.nplu.org/object.html?id=729
Tags: Донецк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments