arslan_hist (arslan_hist) wrote,
arslan_hist
arslan_hist

Устранить недостатки в застройке г. Сталино

Увидел я как-то раз рекламу сайта Электронекрасовка и решил поискать упоминание Новозлатополя. Вобщем искал-искал нисего не нашел и решил попоробовать Сталино найти и вот результат https://arslan-hist.livejournal.com/43497.html, а потом каким-то образом продолжая искать набрел на https://www.facebook.com/periodikal/posts/1146013452097497
С этой записи начались мои публикации вырезок из журнал по архитектуре. Просто увидел, что в ссылках к материалу в фейсбуке указан "Архитектура Советской Украины". Решил найти какие есть выпуски и пролистать и в результате серия публикаций в ЖЖ.
...

Принят и утвержден XVIII с отъездом ВКП (б) третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР открывает перед советскими архитекторами новые огромные перспективы практической и теоретической деятельности.

Архитекторы Донбасса (Сталино) должны будут выполнить немалую часть работы, связанной с завершением пятилетнего плана. В отличие от практики предыдущих лет, эта работа должна быть выполнена примерно, а для этого нужно решительно устранить все недостатки в архитектурно-строительной практике Сталино, обратив серьезное внимание на правильную методологию в будущий детальной разработке планировки и в его осуществлении, не забывая при этом о идейный уровень архитектурно-художественной стороны дела.

Намеченный третьим пятилетним планом развития промышленности Сталино бесспорно вызовет значительный приток населения, в связи с чем возникнет необходимость еще большего жилищного, культурного и коммунального строительства и еще более интенсивного реконструкции отдельных районов города.

Новая планировка и застройка улиц и кварталов потребует углубленной работы архитектурной и инженерно-технической мысли, целью которой должно быть выполнение следующих работ по наименьшей затратой средств и крупнейшим учетом интересов людей, что заселяют кварталы.

Генеральный план планирования и реконструкции Сталино составлен был еще в 1932 г.. ДИПРОМОСТ УССР. Несмотря на наличие почти в центре города карьеров и беспокойный во многих местах рельеф, гидрологическая и геологическая характеристика города довольно простая и вполне благоприятна для большого капитального строительства. Запроектирована прямолинейность улиц и магистралей обеспечивает работу коммунального транспорта и всей системы подземной коммуникации без всяких осложнений. Направление основных магистралей, а также межквартальных улиц и проездов решает простую и четкую связь как для мест работы с территорией жилых домов, так и отдельных районов между собой и учитывает также удобства обслуживания жителей из-за сокращения расстояния от какой угодно точки квартала до ближайшей оси механического транспорта.

Однако в практике осуществления застройки и реконструкции Сталино в настоящий момент есть ряд серьезных недостатков. Одной из причин неудовлетворительной практики застройки является самотек, отсутствие учета времени осуществления проекта, в связи с чем население принуждено иногда много лет жить в обстановке неполноценных, незаконченных кварталов.

Между тем проект должен был предвидеть такую ​​очередность его освоения, при которой город на каждом даже небольшом этапе его роста должно вполне законченные ансамбли, отличные от тех, которые мы имели в районе студенческого городка, института патологии, трамвайного города и других участков, на которых долго не было тротуаров, зелени и даже канализации. Как проект, так и осуществления его должны были соответствовать реальным условиям строительства города и стать сугубо конкретными, отвечая 3-5-летним планам освоения застройки и реконструкции. При этом строительство должно быть обеспечено вполне подготовленными участками, а не вестись на случайных "свободных" участках.

Этот серьезный дефект, характерный для градо-строительной практики Сталино, показывает, что при правильно намеченной и всесторонне продуманной очередности мы не имели бы такого состояния, при котором город, вложив колоссальные суммы в строительство, не имеет никакого законченного ансамбля и полностью благоустроенного района.

Несмотря на то, что растущее строительство Сталино уже давно и резко диктует необходимость иметь детально разработанные планы развития города и его архитектурной реконструкции на ближайшие периоды, такого плана Сталино до сих пор нет, хотя генеральный проект был составлен еще в 1932 (между прочим, он до сих пор еще не утвержден). В результате отсутствия твердых архитектурно-планировочных решений для детального проектирования и игнорирование комплексного проектирования, и теперь существует практика анархического проектирования и застройки каждой свободной участка.

Значительными мерами архитектурно-планировочной реконструкции является надстройка (и передвижение) домов. Существующую надстройку целого ряда домов в общей оценке следует признать неудачной. Только в некоторых из проведенных надстроек и архитектурных реконструкций сделаны улучшения и достигнуто композиционной цельности (например, здание горсовета, дом кол. Жилищно-строительного кооператива "Новый быт" по ул. Артема).

Однако, и здесь допущены ощутимые ошибки. Например, надстройкой дома "Новый быт" нарушен силуэт улицы; неправильное выявления центрально-осевой композиции, подчеркнутой выступающим парапетом, композиционно случайное размещение балконов; неуместное желание "выделить" дом из общей группы домов (здесь оказывается прославленный "архитектурный эгоцентризм"). Дом горсовета недостаточно ясно подчеркивает композицию входов и имеет недостатки в отдельных деталях. Однако, в целом указанные дома решены удовлетворительно.

Однако большинство надстроек и архитектурных реконрукций выполнен неудачно, например, дом горфинотдела, дом горпарткома, медицинского института и т. д. свидетельствуют как об отсутствии идейной целеустремленности, так и о полном запустения композиционных требований в осуществлении надстроек. При этом достройкой мединститута со стороны площади им. Дзержинского значительно сжатый угол пересечения двух оживленных улиц.

Отсутствие во многих местах вертикальной планировки и пометок по осям улиц привела к тому, что в течение ряда лет строительство велось без учета планирования. В результате этого огромные массивы застроенных кварталов закрепили существующее ненормальное состояние, сделав его трудно-исправительным, а в некоторых случаях и вовсе неисправимым (например, район дома научных работников, Соцгород и т.д.). Отсутствие данных вертикальной планировки привела к значительному удорожанию строящихся домов, ухудшение общегородской подземной коммуникации и т. д.

Если разбросанность застройки и ее бесплановость (с точки зрения реконструкции города) пытались "оправдать" "объективными причинами" в начале реконструкции города, то теперь пора немедленно изменить существующее положение. Да ведь строительство в настоящее время производится более или менее концентрированно, и мы вправе ожидать от местного архитектурно-планировочного управления (АПУ) и архитекторов, работающих над планированием и реконструкцией Сталино, более продуманных решений отдельных участков, сооружений, магистралей и комплексов, не допуская прославленной "искусственной" архитектуры и "независимых", индивидуальных решений.

В связи с отсутствием детально разработанной застройки кварталов, местное АПУ не может дать никаких указаний застройщикам о комплексности застройке, о необходимости соблюдать определенные архитектурно-планировочные решения и не ставит перед проектировщиками надлежащих требований, соглашаясь в основном с каждым решением. Такое положение привело не только к стилевому разнобою, но и к целому ряду неудовлетворительных решений объемно-пространственных задач. Это видно на примере застройки административной и театральной площадей, а также на осуществляемому линейном архитектурном трактовке главной магистрали города. Административные и театральные площади расположены в центре города и связаны между собой главной магистралью, застроенной преимущественно общественными сооружениями. Комплексное решение общих композиционных и планировочных элементов этих площадей и главной магистрали выявлено слабо, а однообразие силуэта не показывают пафоса социалистической архитектуры. Застроеная главная магистраль города (улица Артема) лишена на большом протяжении раскрытых пространств, и в связи с этим во многих частях она воспринимается как коридор, образуемый архитектурно не связанными между собой домами, лишенными части высоких архитектурных качеств.

Превращена в результате сплошного асфальтирования и снятия рельсового транспорта в образцовую улицу города, эта магистраль требует определенного архитектурного оформления, озеленение и т. Д., Что значительно поможет достичь выразительности ее как главной магистрали города.

В результате пренебрежения к архитектурно-художественному значению как всей к магистрали, так и к ее отрезкам между отдельными узловыми пунктами, при застройке магистрали появились ничем неоправданные, небольшие разрывы между отдельными домами, слишком осложняет дальнейшую правильную застройку кварталов и отдельных участков.
Tags: Донецк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments