Корни еврейских земледельцев

Еврей-колхозник — это, вопреки мнению антисемитов, не самый короткий анекдот и не иносказательное название кибуцника, а реальность, которую застали и ныне живущие

Реувен БЕСИЦКИЙ, Гедера

А беда, что без следа,
Как в песок вода.
Мария Петровых


Человеческая память обладает удивительным свойством, особенно оно ощущается в золотом возрасте: ты не помнишь, что было вчера, но зато в памяти всплывают картинки уже очень далекого детства.

Тонкий лучик света через маленькое деревенское окошечко, как легкое дуновение, скользнул по моему лицу, и я медленно приоткрыл глаза. С удивлением и любопытством я смотрел на незнакомый потолок, с каким-то выступом посредине, который казалось, можно было достать рукой, и не понимал, где я нахожусь.
Collapse )

Первое Советское правительство

Оригинал взят у yadocent в Первое Советское правительство




http://andcvet.narod.ru/USSR/USSR.html
Давным-давно, во всяком случае задолго до Б.Юлина, в 2005 году написал я эту статью на весьма срачибельную тему. Опубликовал ее в газете «Советская Луганщина» и сложил в архив. Однако нынче, в год 100-летнего юбилея Революции 1917 года, тема опять оказалась востребованной. Ну что же, для тех, кто любит читать, а не смотреть-слушать, повторяю.

Collapse )

САНЖАРІВСЬКЕ КОРІННЯ



В этой книге рассказывается о родине моего прадеда Григория Акимовича Панасенко. В книге достаточно часто упоминается фамилия Панасенко. Ознакомимся с историей данного села до наступления советской власти.

Начало

Среди широких полей, вдоль и поперек испещренных зелеными лесными, в луговине реки Янчул раскинулось село Полтавка, которое до 1946 года называлось Санжаровка. Обычное село, каких тысячи на нашей Украины. И как в капле воды отражается весь мир, так в истории Полтавка можно проследить разительные перемены, произошедшие со дня его основания. Когда же это произошло?
Collapse )

Из книги А. А. Герман «ЕСЛИ ОСТАНУСЬ ЖИВ...»

Среди этих жертв сплошной коллективизации оказалось большинство хозяйств Сергеевки, в том числе и большая патриархальная семья Грибов. Она была не только раскулачена, но и выселена из своей родовой усадьбы, а некоторые близкие родственники, жившие отдельно, своими семьями (например, семья тети Паулины – сестры отца – и др.) были сосланы в специальный «кулацкий поселок», для которого было выделено голое место – неудобица в балке, заросшей терновником, где раскулаченные начали рыть землянки, чтобы хоть как-то перезимовать с детьми. Было строго запрещено им хоть в чем-то помогать.
Однако уже через год эти трудолюбивые люди смогли построить себе приличные саманные дома, обзавелись скотом и стали жить довольно сносно. Тогда их вновь раскулачили и отправили в Новозлатопольский еврейский национальный район. Там дети ходили в школу с преподаванием на еврейском языке и потому вскоре начали говорить по-еврейски, на идиш. Прошло короткое время, и немецкие семьи освоились на новом месте, вновь стали жить, насколько это было возможно, прилично.

Евреи в сельском хозяйстве

О.А. СОБОЛЕВСКАЯ. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЕВ БЕЛАРУСИ В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

В XVIII веке большинство иудеев Беларуси проживало в сельской местности. По сведениям Б. Вайнриба, в 1772 году в Витебской губернии 65, 14 % евреев были сельскими жителями и всего 34, 86 % – горожанами и местечковцами [327, c. 10]. Вопреки распространённому мнению, живя в деревне, евреи занимались там не только ремеслом, торговлей и винокурением, но и сельским хозяйством. Обычно они арендовали у магнатов молочный скот, землю, сады, мельницы. В 1772 году один из крупнейших арендаторов-евреев Могилёвской губернии, Якоб Гирш, занимался разведением овец в нескольких государственных деревнях [327, c. 193]. По переписи 1795 года, к Брестской общине были приписаны 51 мужчина и 61 женщина иудейского вероисповедания, которые жили в деревне и занимались там земледелием.

Collapse )

Аренда в еврейских земледельческих колониях в России

Благодаря недостаточным размерам наделов (см. Земледельческие колонии) А. является весьма важным фактором хозяйственной жизни колонистов. Уже в 1870 г. площадь арендованной земли достигла значительной величины сравнительно с надельной, как это видно (см. таблицу № 1) по отношению к херсонским и екатеринославским колониям (по данным чиновника министерства государственных имуществ Клауса).
Collapse )

(no subject)

История евреев в России

Переписи еврейского населения в юго-западном крае в 1765-1791 гг.
Россия завоевала евреев, присоединяя к себе различные территории. В результате трех разделов Польши (1772, 1793, 1795) большая часть евреев Речи Посполитой оказалась на территории Украины и Белоруссии.
Большиство евреев в конце 18 века жило в сельской местности в маленьких городах-местечках, не владели русским и держались обособленно
В 19 - начале 20 века евреи активно мигрировали в южные районы Украины и России. После гражданской войны началась массовая миграция евреев в крупные города России
Collapse )

Евреи

Евре́и, יְהוּדִים ,עִבְרִים‎ (иврит, читается: "йеhудим"), ייִדן (идиш, читается: "йидн"), ג׳ודיוס (ладино, читается: "джудиос"), Jews (англ.), Juifs (фр.), Juden (нем.) — народ, говорящий на 3-х основных языках, использующих еврейскую графику: иврите (עִבְרִית) — языке северо-западной подгруппы семитской группы афразийской языковой семьи, идише (ייִדיש) — языке германской группы индоевропейской языковой семьи и ладино (джудезмо — גֿודיאו-איספאנייול) — языке романской группы индоевропейской языковой семьи. Современный иврит сформировался на основе древнееврейского языка мишнаитской эпохи (1-я половина I тыс. н. э.)1, а также благодаря искусственному процессу воссоздания живого разговорного языка со второй половины XIX в. Графика — еврейское квадратное письмо (כתב מרובע‎ иврит, читается: "кетав меруба"). Традиционные занятия евреев, в силу запрета владеть землей в Европе, — ремесло, промыслы, торговля; велика доля представителей "свободных профессий". Национальная религия — иудаизм. По антропологическому типу евреи — европеоиды индо-средиземноморской расы.

Этнические группы, языки и диалекты современных евреев
Collapse )

Израиль в Африке, Крыму и Вьетнаме


Ехиэль Фишзон. Фото: Николай Бусыгин

Где могло находиться еврейское государство, если бы сионисты решили ехать не в Палестину?

О еврейских колониях в разных уголках мира и неожиданных проектах еврейского государства, возникавших в XIX—XX веках, «Русская планета» поговорила с сотрудником Центра наследия Менахема Бегина в Иерусалиме, бывшим лидером «Бейтара» и лектором российского еврейского проекта «Эшколот» Ехиэлем Фишзоном.
Collapse )

немного о евреях в Суринаме из предыдущей статьи

Александр Фейгманис: Как были разгаданы тайны в генеалогии одной еврейской семьи из Латвии ?
Collapse )

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона о Земледелие среди евреев в России

Земледелие среди евреев в России — История. Мысль о привлечении евреев к З. труду впервые возникла на рубеже 19 в. как у видных государств. деятелей, так и у просвещенных представителей еврейства: с одной стороны, выступают Чацкий со своим проектом (1788), Фризель и особенно Державин, а с другой — Нота Ноткин (в 1797), позже, именно с конца 20-х гг., И. Б. Левинзон (в «Teudah be-Israel»). Этой мыслью воспользовалось и правительство, стремясь сделать евреев «полезными для государства гражданами» и решив воспользоваться ими, наряду с немцами и болгарами, для колонизации Новороссии.

Collapse )

Мустервирты... в книгах...

Виля в Миядлере родился и вырос, вместе с Марьяшей окончил здесь еврейскую школу. Родился и состарился здесь и его отец Якуб Бухмиллер, внук немецких мустервиртов[2], которых еще в начале прошлого столетия расселили в еврейских колониях, чтобы они учили евреев обрабатывать землю.

Немцы и евреи молились разным богам, по-разному справляли обряды и праздники, и все же не ссорились, жили дружно и в трудные минуты выручали друг друга чем только могли.

Дети евреев и немцев играли и учились вместе, те и другие говорили на еврейском языке.

Мать генерала - Илья Гордон

Генеалогические семейные исследования

ЕВРЕЙСКИЕ КОРНИ СКВОЗЬ ВЕКА
http://gennadyzichronot.blogspot.com/2015_03_01_archive.html
http://gennadyzichronot.blogspot.com/p/blog-page_6.html

http://donjetsk-jewish.ucoz.ru/news/m_kuperman_krug_zamknulsja/2013-11-04-371

Семейный альбом
http://donjetsk-jewish.ucoz.ru/news/semejnyj_albom/1-0-8


Генеалогия Ральфи Кабо
http://genealogy.elena.id.au/index.htm

Нагартав
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БОЛЬШОЙ СЕМЬИ
http://nagartav.narod.ru/bsemya9.htm

Боград, Блох, Фельдман, Куперман, Абрамские, Шаргородские
200-летняя история моих предков
(Документы, письма, воспоминания родных)
http://berkovich-zametki.com/2015/Starina/Nomer4/Gil1.php
ВЕТВИ МОЕЙ РОДОСЛОВНОЙ
http://j-roots.info/index.php?option=com_content&view=article&id=392&Itemid=392

http://bernshtam.name/
http://javax-slr.livejournal.com/tag/history-summary
http://jewish-family.livejournal.com/
http://donchanka-1.livejournal.com/

ВЕХИ РОДИМЫЕ, СЧАСТЬЕМ ЧРЕВАТЫЕ (часть 1, продолжение 2)
http://ernest-ny.livejournal.com/3428.html

ВЕХИ РОДИМЫЕ, СЧАСТЬЕМ ЧРЕВАТЫЕ (часть 1)
http://ernest-ny.livejournal.com/2948.html

ВЕХИ РОДИМЫЕ, СЧАСТЬЕМ ЧРЕВАТЫЕ (часть 1, продолжение)
http://ernest-ny.livejournal.com/3223.html

Семья Закон, как множество других семей, собрала пожитки, простилась с могилами предков и отправилась на неизведанные места – в еврейский национальный район, который с 1930 г. стал называться Новозлатопольским, – начинать новую жизнь. Они основали колонию "Фрайдорф". Через «Джойнт» и специально созданный в 1924 г. для реализации проекта еврейской земледельческой колонизации в СССР. «Агроджойнт» еврейские семьи стали получать продукты питания, медикаменты, тёплые вещи и деньги. Агроджойнт дал деньги, материал на постройку, по одной десятине земли, одну лошадь, поросенка. Люди помогали друг другу строить дома. До 1929 г. действовало скотоводческо-молочное товарищество "Фицухт". В 1929 г. в Новозлатополе был организован колхоз "Авангард" (в 1933 – 118 семей). В результате борьбы с религией у евреев района изменилось отношение религиозным традициям. Закрытие синагоги колонии Новозлатополь в 1929 г. аргументировалось тем, что население колонии на неоднократных общих собраниях избирателей, на которых присутствовали 550 и больше лиц (а всего избирателей было 565), приняло решение относительно закрытия синагоги как не нужной для общества и о передаче ее здания под сельбуд (дом крестьянина). Отмечалось, что за передачу здания под сельбуд при сборе подписей подписалось 446 человек из 739, которые проживали в колонии, и что немногочисленное количество верующих (20 – 30 душ) не могли удерживать здание, рассчитанное на 500 и больше посетителей. В решении также оговаривалось, что верующие могли удовлетворять свои религиозные потребности в соседней колонии, которая находилась в 3-4 км от Новозлатополя. В 1929 г. был образован Новозлатопольский еврейский национальный район в составе Запорожского округа, с 1932 г. Днепропетровской области. На 01.01.1931 г. в еврейском поселении Новозлатополя было 938 человек. В 1932 г. Новозлатопольскому району установили чрезмерные хлебозаготовительные планы. Осенью 1932-го в еврейских районах свирепствовал голод.
http://maloratsky-vinitsky.weebly.com/105510861082108610831077108510801103-7-12.html

Враги поневоле. Как Сталин уничтожил немецкую общину в Украине


Фото: Архив Крымского этнографического музея Семья Безганс, Крым, 1910-е годы

Немецкая община в Украине пережила российских императоров, Первую мировую войну и революцию. Но Иосиф Сталин и Великая Отечественная нанесли потомкам переселенцев с германских земель смертельный удар, - пишет Александр Голубов в рубрике Архив в № 48 журнала Корреспондент от 7 декабря 2012 года.
Целая армия - около 880 тыс. человек. Такая многочисленная немецкая община проживала в 1939 году на территории современной Украины. Потомки переселенцев, появившихся в Российской империи еще во второй половине XVIII века, построили на этих землях многочисленные села-колонии.
Украинские немцы пережили даже Первую мировую войну, когда армия их исторической родины захватила Украину, и революцию. Но пережить Вторую мировую и сталинские репрессии, а также развал СССР большинству из них было не суждено - за каких-то 60 лет община уменьшилась до 33 тыс. человек.

Целая армия - около 880 тыс. человек. Такая многочисленная немецкая община проживала в 1939 году на территории современной Украины
Collapse )

О еврейских крестьянах Новороссии в книге ''Бурные годы Тихого поля''


Дмитрий Фельдман, Дмитрий Панов. Бурные годы "Тихого поля" в Новороссии. Два века еврейской колонии Сейдеменуха. — М.: Древлехранилище, 2009. — 272 с.

Марина Тимашева: Начнем с цитаты. «Как вообще евреи, так и обращающиеся из них в христианство, по физическому сложению слабосильны, непривычны к тягостным трудам и решительно неспособны к земледелию, и посему все усилия… по обращению в земледельцев всегда остаются тщетными»(47). Такое вот экспертное заключение середины ХIХ века. Оно воспроизведено в книге Дмитрия Фельдмана и Дмитрия Панова «Бурные годы "Тихого поля" в Новороссии». Как я понимаю, всё содержание монографии доказывает обратное. Подробнее о еврейских крестьянах Новороссии и о книге издательства «Древлехранилище» – Илья Смирнов.
Collapse )

Букины Бендетовы....






С 1 минуты... Мейта Варшавская мать Фимы Букина...
С 1:39 Мейта родилась в декабре 1899 года, а умерла 21 июня 1983... Бендет - 1897 или 1896... Фима, Валентина, Мейта похоронены на Карла-Маркса... Какие-то родственники похоронены на Мушкетовском...
3:12
Ида жила На Герцена, 53... Жила там с бабушкой Мейтой...
6:45
У Иды был муж - художник, но они развелись еще по молодости... В 1996 году Ида в Израиль...

Биншток скрывающийся под именем Улейников

Биншток, Лев Моисеевич, русско-еврейский публицист. По сведениям от него полученным, р. в 1836 г., в 5 день еврейской пасхи, в м. Лукачи волынской губ., владимирского уезда- Как это принято было в то время у евреев, уже четырех лет был отдав в Хедер (училище)» а в семь умел уже переводить все Пятикнижие и пророков и приступил к изучению Талмуда. Но затем поступил в туринское (Ковельск. у.) приходское училище, что при тогдашнем обособлении евреев было делом совершенно необычайным. В 1847 г. был отдан в житомирскую гимназию, откуда перешел в только что открывшееся житомирское же раввинское училище и здесь с отличием кончил курс (10 летний) в 1858 г. со званием раввина. Первое время по окончании был учителем в староконстантиновском евр. училище, затем с 1859 по 1862 казенным раввином в Житомире. С 1863 по 1867 преподавал евр. Зак. Божий в житомир. мужс. гимназии, в женской же гимназии преподавал этот предмет (безвозмездно) двенадцать лет. В 1867 назначен был помощником редактора «Волынск. Губерн. Ведомостей», с 1867 г. по 1882 г. состоял «ученым евреем» при киевском ген.-губернаторе, с откомандированием в распоряжение волынского губернатора. С 1892 г. живет в Палестине, в качестве уполномоченного одесского Общества вспомоществования евреям- земледельцам в Палестине.
Collapse )

Еврейские земледельческие колонии

- Мысль обратить русских евреев к земледелию принадлежит Державину, которого император Павел I командировал в Белоруссию для исследования причин случившегося там голода и изыскания мер к "обузданию корыстных промыслов евреев". Державин предложил образовать среди евреев особый класс сельских поселян, который, для уменьшения еврейского населения в Белоруссии, подлежал бы переселению в Астраханскую и Новороссийские губернии.
Collapse )

НЕМЦЫ ЮЖНОЙ УКРАИНЫ: прошлое и настоящее

Ю. КОЗАК, доктор экономических наук С МАТВЕЕВ, доктор экономических наук

В сентябре 1994 г. исполнилось 190 лет со дня основания первых немецких поселений в южной Украине. Обращение к этой исторической дате предоставляет взможность не только взглянуть на события тех далеких лет глазами современника, но и задуматься о возможных путях духовного и социального обновления Украины. Речь, в частности, идет о сотворении того "хозяйственного чуда", которое представляли собой немецкие колонии на протяжении почти полутора веков существования, прерванного сталинской депортацией.
Напомним читателю, что привлечение иностранных колонистов началось еще в первой половине XVIII века при императрице Елизавете Петровне. Однако колонизация причерноморских степей в течение полувека, до конца XVIII столетия, не принесла значительных успехов. Контингент иностранных переселенцев как по морально-психологическим качествам, так и по трудовым навыкам оказался непригодным для освоения малообжитых земель. Да и правительственная поддержка была совершенно недостаточной.
Взошедшему в 1801 г. на престол императору Александру I был предложен новый план колонизации южных земель. В нем были заложены две важные идеи: проведение тщательного отбора будущих иностранных переселенцев и предоставление им денежной помощи и солидных привилегий.
Collapse )

ЕВРЕЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА НА ЮГЕ УКРАИНЫ В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА

Культурологічний вісник Нижньої Наддніпрянщини
МІЖНАЦІОНАЛЬНІ ВІДНОСИНИ І НОВІТНЯ ІСТОРІЯ

В.С.ОРЛЯНСКИЙ



Огромную роль в формировании национального самосознания, сохранении и обогащении национально-культурного наследия любого народа играло и играет национальное образование. Среди целого ряда позитивных процессов, вызванных принятием Советской властью политики коренизации, было также и формирование сети национальных школ, которая, как справедливо заметил О.В.Войналович, была "основой для национального и культурного возрождения всех народов, проживавших на территории Украины" [1, 136]. Были национальные школы основой и для еврейского национально-культурного возрождения.
Политика коренизации в числе других мер как раз и предусматривала широкое развитие сети национальных школ на родном языке. Современник Гете и Шиллера В.Гумбольт писал: "различные языки ... являются в действительности различными мировидениями... Своеобразие языка влияет на сущность нации, как той, которая говорит на нем, так и той, для которой он чужой, поэтому тщательное изучение языка должно включать все, что история и философия связывает с внутренним миром человека" [2].
Collapse )